в процессе строительства и при приемке дорог в эксплуатацию
обычно производят мониторинг качества построенной дорожной
конструкции. Этот мониторинг сводится к определению фактических
геометрических размеров элементов конструкции и сравнению их
с проектными или нормативными допусками, регламентирующими
удовлетворительное качество. Допустимые отклонения от проектных
размеров приведены далее.
Земляное полотно
Высотные отметки продольного профиля, мм………..
50
Расстояние между осью и бровкой земляного полотна, см. .10
Поперечные уклоны.
.0,010
Разница между показателями плотности верхнего слоя
на одном поперечнике (для дорог с усовершенствованными
покрытиями), %…..2
Крутизна откосов, %……10
Поперечные размеры кюветов, нагорных и других канав
(по дну), см…..5
Поперечные размеры дренажей, см…5
Продольные уклоны дренажей, см………10
Ширина насыпных берм, см……..20
Толщина слоя растительного грунта на откосах, %……..20
Морозозащитные, дренирующие, изолирующие
и капилляропрерывающие слои
Высотные отметки по оси, мм…..50
Ширина слоя, см…..10
Толщина слоя, % 10
Поперечные уклоны…0,010
Основания и покрытия из грунтов, гравийно-песчаных
и шебеночно-песчаных смесей, укрепленных органическими
и неорганическими вижущими материалами
Ширина основания и покрытия, см
Толщина слоя, % …………….
Высотные отметки по оси, мм
Поперечные уклоны…
Просвет (отклонение) под рейкой длиной 3 м для дорог, мм:
І… III категорий
7
IV, V категорий…
V
10
Высотные отметки по оси, мм
50
Ширина покрытия, см ……………
5
Толщина слоя, %
.20
Поперечные уклоны……
0,010
Просвет (отклонение) под рейкой длиной 3 м, мм.
15
Щебеночные, гравийные и шлаковые основания и покрытия.
Основания из каменных материалов, обработанных
неорганическими вяжущими
10
10; 7
50
0,010
10
15
Ширина основания и покрытия, см..
Толщина слоя, %
Высотные отметки по оси, мм
Поперечные уклоны…..
Просвет (отклонение) под рейкой длиной 3 м для дорог, мм:
1… III категорий.
IV, V категорий
Основания и покрытия из каменных материалов,
обработанных органическими вяжущими
Ширина основания и покрытия, см.
Толщина слоя, %.
Высотные отметки по оси, мм
Поперечные уклоны….
Просвет (отклонение) под рейкой длиной 3 м для дорог, мм:
І… ІІ категорий
IV, V категорий…
Асфальтобетонные покрытия
Ширина покрытия, см.
Толщина
покрытия, %
Высотные отметки по оси, мм
Кроме удовлетворительной оценки качества строительства по от-
клонению от перечисленных ранее допусков транспортно-эксплуата-
ционное состояние дорожных конструкций оценивают по ровности
на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», а по прочности
по значению коэффициента запаса – по модулю упругости на «проч-
но» или «непрочно».
Приемку выполненных работ и оценку их качества производят
при оценке ровности покрытий, которую сравнивают с данными На неармированных цементобетонных покрытиях измерения
прогибов с помощью установки динамического нагружения (УДН)
плиты вблизи свободного продольного края на расстоянии 0,80,9
м следует производить на внешней полосе наката посередине длины
от края проезжей части (меньшее расстояние следует принимать для
плит шириной 3,5 м; большее — для плит шириной 3,75 м). Влияние изменения климатических условий (температуры и влаж-
ности дорожной одежды и земляного полотна) в течение расчетно-
го периода, а также влияние изменения температуры по толщине
плиты в течение суток испытаний следует учитывать по результатам
измерений на контрольных точках.
При этом для учета влияния
климатических изменений в течение расчетного периода необходимо
производить по одному измерению прогиба ежедневно во всех кон-
трольных точках (в одно и то же время суток на каждой контрольной
точке), а для учета влияния суточного изменения температуры необ-
ходимо производить круглосуточные (не реже чем через каждые 2 ч)
измерения прогиба в одной только ближайшей контрольной точке
с параллельным измерением температуры воздуха сухим термометром
на солнце и в тени на уровне поверхности покрытия.
Одновременно с измерением упругих прогибов на испытываемой
дорожной конструкции следует зафиксировать наличие и объем разру-
пшений разных видов: количество (суммарную длину) сквозных (на всю
толщину покрытия) трещин; изменение (дисперсию) продольного
уклона плит (и их частей), включая количество и величину уступов
в швах; площадь выбоин и шелушения поверхности бетона.
Прочность жесткой дорожной одежды обеспечена, если выпол-нено условие
E) 2 К,ЕТр,
(1.1)
где ЕФ –
среднее значение фактического (измеренного) модуля упру-
гости жесткой дорожной одежды на полосе наката с учетом поправок
на влияние климатических изменений в течение расчетного периода
и суточного измерения температуры; K, – условный коэффициент за-
среднее
паса по модулю упругости жесткой дорожной одежды; Еур
значение требуемого модуля упругости жесткой дорожной одежды
на полосе наката, принимаемое в зависимости от суммарного размера
движения и толщины плиты покрытия k по данным табл. 1.4.
Кроме геометрических размеров, ровности и динамической проч-
ности дорожных конструкций качество и достаточность технологий
контролируют измерением плотности асфальтобетонных покрытий
и коэффициента сцепления его с колесами автомобилей.
Коэффициент уплотнения асфальтобетонных покрытий и осно-
ваний, представляющий собой отношение фактической плотности
покрытии к стандартной (лабораторной), регламентируется СНиП
3.06.03-85 («Автомобильные дороги») и состоявляет для тлотного
асфальтобетона из горячих и теплых смесей типов А и Б – 0,99;
21