Укладка асфальтобетонных смесей осуществляется с помощью асфальтоукладчика. Автосамосвал выгружает привезенную смесь в при-
емный бункер асфальтоукладчика. Из бункера смесь подается с помощью
пластинчатого питателя к шнеку, который распределяет ее на всю шири-
ну укладываемой полосы. Ширина у современных асфальтоукладчиков
может изменяться в значительных пределах. Предварительное уплотне-
ние уложенного слоя асфальтобетонной смеси выполняется трамбующим
брусом. Далее следует выглаживающая плита, которая придает оконча-
тельный вид уложенному слою асфальтобетонной смеси.Асфальтоукладчик обеспечивает укладку, профилирование и предварительное уплотнение асфальтобетонной смеси, а дорожные катки производят окончательное уплотнение покрытия. Поэтому для
устройства слоев асфальтобетонных покрытий используется комплект машин, состоящий из асфальтоукладчика и звена различных дорожных катков. Асфальтоукладчик является сложной машиной как с конструкторской точки зрения, так и с технологической. Эти машины в процессе работ осуществляют одновременно несколько
технологических операций, которые можно подразделить на основ-
ные и вспомогательные.
К основным операциям, обязательным для каждого асфальтоукладчика, относятся:
• профилировка слоя асфальтобетонной смеси заданной толщины
с необходимым поперечным уклоном и в соответствии с проектными
требованиями;
• предварительное уплотнение слоя асфальтобетонной смеси;
• выглаживание поверхности покрытия.
Устройства и механизмы, предназначенные для выполнения основных технологических оераций, принято называть рабочими органами асфальтоукладчика.
Квспомогательным относятся остальные операции в технологической схеме работы асфальтоукладчика:• прием асфальтобетонной смеси из транспортных средств
• подача асфальтобетонной смеси на подготовленное основание;
• распределение смеси по всей ширине укладываемой полосы.
Многообразием технологических операций, осуществляемых асфальтоукладчиком, обусловливается сложность конструкции машины
в целом и ее рабочих органов, в частности укладчика .
Рабочими органами укладчика являются трамбующий брус и выглаживающая плита, которые уплотняют слой асфальтобетонной смеси и доводят коэффициент уплотнения слоя до 0,84…0,96.
Дальнейшее увеличение плотности смеси и доведение ее до норми руемых значений является задачей звена дорожных катков.
Современные асфальтоукладчики оборудуются системами автоматического регулирования толщины укладываемого слоя и поперечного уклона покрытия, а также устройствами для изменения
ширины полосы укладки.
Три категории асфальтирования
Различают три основных категории асфальтирования:
1. Асфальтирование с неподготовленным основанием, требующее проектировку, геодезические работы, разметку и создание слоев основания перед укладкой асфальтобетонной смеси.
2. Асфальтирование с подготовленным основанием, где не требуется делать дополнительные геодезические работы и разметку.
3. Ямочный ремонт – является отдельной категорией, так как в этом случае этапы работы совершенно отличаются от двух предыдущих категорий.