Технология (от гр. Тесне
искусство, мастерство, умение
logos – учение)
совокупность приемов и способов переработки
сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых
в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; на-
учная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие
приемы и способы.
Технологией (или технологическими процессами)
называют также сами операции добычи, обработки, переработки,
трансформирования, складирования, хранения, которые являются
основой составной частью производственного процесса. В состав
современной технологии включается и технологический контроль
производства. Технологией принято также называть описание произ-
водств, процессов, инструкций по их выполнению, технологические
требовання, карты и др.
Задача технологии как науки (учения) выявление физиче-
ских, химических, механических и других закономерностей в целях
определения и использования на практике наиболее эффективных,
экономичных и экологичных производительных процессов получения
той или иной продукции.
При всей сложности и специфичности переработки сырья со-
временное дорожно-строительное производство характеризуется
использованием часто повторяющихся типовых технологических
приемов и операций, например:
• дробление и сортировка измельчаемых материалов;
• разогрев и охлаждение;
• химическое взаимодействие;
• формообразование.
Дорожно-строительные работы – это линейные и сосредоточен
ные работы. Линейные работы отличаются равномерным распреде-
лением объемов работ по длине дороги;
Сосредоточенные работы характеризуются значительной не-
равномерностью и прерывистостью распределения объемов по длине
дороги с концентрацией крупных объемов на коротких по протяже-
нию участках, в несколько раз превышающих объемы линейных работ
(например, это площади и стоянки у мотелей, городские площади,
транспортные развязки).
Процесс производства состоит из технологических процессов,
а строительное производство – из строительных процессов.
Технологический процесс
часть производственного процесса,
содержащая действия по изменению и последующему определению
предмета производства.
Дорожно-строительные процессы по своему содержанию в теу
нологическом отношении представляют собой совокупность двух
аспектов.
Первый аспект определяет особенности, происходящие с матери-
альными элементами в пространстве и во времени, без изменения их
физико-механических свойств: транспортирование, укладка, сборка,
стыковка и т. п.
Второй аспект характеризует физико-химические превращения,
изменяющие конечные свойства материальных элементов: прочность,
плотность, влагопроницаемость, влагоемкость и т. п.
Химические процессы характеризуются изменением не только
фактических свойств, но и агрегатного состояния, химического
состава и внутреннего строения вещества. Деление это достаточно
условно, так как все процессы, например химические, сопровожда-
ются механическими.
В общем виде технологию строительства дорожных конструкций
можно подразделить на следующие технологические процессы:
• первоначальное разрушение исходного сырья (грунта, каменных
пород и т. п.):
а) дробление;
б) измельчение; перемешивание материалов (грунтов с вяжущими, приготовление
асфальтобетонных и других смесей):
а) дозирование компонентов
б) перемешивание механическое;
в) перемешивание комбинированное;
•формообразование в слое дорожной одежды:
а) распределение материала в слое;
б) уплотнение (укатка, трамбование);
•термическая обработка (охлаждение, нагрев, выдерживание
в) распределение в форме, вибрирование;
а) приготовление асфальтобетона;
6) поверхностная обработка:
в) термообработка бетона;
г) разогрев;
д) сушка.
Таким образом, в технологическом отношении строительные
процессы представляют собой совокупность строительных работ
и соответствующих физико-химических превращений.
Рабочей (технологической) операцией называется технологи-
чески однородный и организационно неделимый элемент строи-
тельного процесса, выполняемый постоянным составом рабочих
(или одним рабочим) с использованием одних и тех же предметов
и орудий труда, материалов и изделий, машин, инструментов и при-
способлений. В зависимости от того, какие технологические задачи решаются,
те или иные действия рассматриваются как процесс или как опера-
ция.
Строительные процессы весьма многообразны, требуют соблюде-
ния соответствующих технологических правил и режимов,
Основной классификацией процессов дорожно-строительного
производства является деление их по технологическим признакам
на заготовительные, транспортные, подготовительные и монтажно-
укладочные. Заготовительные процессы обеспечивают строящийся объект
материалами, полуфабрикатами и изделиями. Эти процессы обыч-
но выполняются на специализированных производственных пред-
приятиях (притрассовые АБ3, ЦБ3, карьеры).
Транспортные процессы обеспечивают доставку материальных
элементов и технических средств к местам строительства дорог.
Транспортным процессам обычно сопутствуют процессы погрузки,
разгрузки и складирования. Подготовительные процессы предшествуют монтажно-укладоч-
ным и обеспечивают их эффективное выполнение (например, пред-
варительная планировка грунтового основания),
По степени участия машин и средств механизации процессы под-
разделяются:
• на автоматизированные, выполняемые машинами, управляемы-
ми автоматически по заданной программе;машинные, выполняемые машинами и механизмами под управ-
лением человека;
• механизированные, выполняемые машинами, механизмами
и механизированным инструментом;
• ручные, выполняемые инструментами (встречаются ручные
механизированные). По степени технологической сложности строительные процессы
могут быть элементарными (резание, дробление, удар, смешение,
химическая реакция, физическое преобразование, механическое
перемещение и др.).
По характеру структурных изменений в материалах такие про-
цессы подразделяют на процессы разрушения (разработка грунта,
дробление камня и т. п.) и формирования (твердение цементобетона,
формирование асфальтобетонного покрытия и т. п.).
Элементарные процессы, происходящие при обработке одного или
нескольких материалов, из которых создаются отдельные конструКЦИИ
или участки дороги, образуют группу простых дорожно-строитель-
ных процессов (например, процесс разработки грунта экскаватором
в котловане). Строительство дорожных конструкций происходит в результате
сложения простых строительных процессов,
которые вместе состав-
ляют сложный строительный процесс.
Строительство автомобильной дороги, т. е. земляного полотна,
дорожной одежды, зданий и сооружений, представляет собой сово-
купность простых и сложных процессов и является комплексным
строительным процессом.
Влияние сложных природных условий проявляется при строи-
тельстве дорог в повышении количества труда (трудоемкости),
энергетических ресурсов и затрат машинного времени. Кроме того,
некоторые виды дорожно-строительных работ требуют повышения
материалоемкости. Сложность природных условий (например,
морозная длительная зима и низкие отрицательные температуры
воздуха, снегопады, метели) практически исключают возможность
выполнения обязательных технологических операций и вынуждают
к переносу их на более благоприятное время, что приводит к умень-
шению периода строительства дорог по сравнению с нормативным.
К таким операциям относятся «мокрые» и «горячие» технологии,
например строительство покрытий и оснований из литых цемен-
тобетонных смесей, «тощих» бетонов, горячих асфальтобетонных
смесей.
В такие сложные периоды строительства дорожных конструкций
могут быть с некоторым понижением качества устроены только
дискретные основания из щебня, гравия, сборные покрытия до-
рог, искусственные сооружения из сборных элементов, выполнено
частичное обустройство дорог. Таким образом, сложные природные
условия снижают темпы дорожно-строительных работ, ритмичность, изменяют технологическую последовательность их производства,
темпы оплаты труда и т. п.
Процесс строительства дорожных конструкций заключается в по-
следовательном выполнении ряда технологических операций в рамках
Выбранной технологии.
в табл. 1.6 показаны три схемы технологических операций при
строительстве дорожных конструкций с использованием «мокрых»
«горячих» технологий. Если принять, что эти технологии примени-
мы только в теплый период года (при T> 0°С) (а устройство дискрет-
ных оснований или сборных покрытий допустимо и возможно и при
отрицательных температурах воздуха), максимальную трудоемкость
принять равной единице для «мокрых» технологий, а коэффициен-
Ты материалоемкости и использования годового времени равными
единице для технологий под № 1 в табл. 1.6, то сумма (K, + K + K)
составит для 1-й технологии 2,5; для 2-й – 2,4; для 3-й – 1,9. Их от-
ношение к 1,9 дает относительную сложность строительства, выра-
женную коэффициентами 1,31; 1,26 и 1,0 для 1, 2 и 3-й технологий.
Устройство дорожных одежд (конструкций) с использованием
«мокрых» и «горячих» технологий (строительство покрытий и осно-
ваний из цементобетонных и горячих асфальтобетонных смесей)
производится только при положительных температурах воздуха.
Выполнимость технологических операций показана в табл. 1.6. Про-
цент выполняемости операций зимой составляет 0,5 и может быть
увеличен утеплением машин, смесей, созданием комфортных условий
для рабочих, что связано с дополнительными затратами (зимним
удорожанием), хотя и сокращает длительность строительства. При
недостатке теплого времени работы переносят на следующий год,
удлиняя общий строительный сезон.
Таким образом, сложные природные условия, проявляющиеся
в процессе троительства дорожных конструкций, приводят к уве-
личению относительной сложности строительства в 1,31 раза и его
продолжительности в 1,2-3 раза, что должно учитываться в про-
ектах производства дорожно-строительных работ (ППР), проектах
организации строительства (ПОС) и одновременно подчеркивает
необходимость совершенствования дорожных технологий в целях
адаптации их к сложным природным условиям (табл. 1.7).
Надежность технологий — новый термин, означающий меру
выполнимости технологических операций в заданных пределах па-
раметров качества.
Более известно понятие надежности построенных и эксплуати-
руемых дорожных сооружений, относящееся к их прочности. Напри-
мер, надежность дорожной конструкции означает меру сохранения
В течение срока службы транспортных качеств проезжей части без
снижения скорости движения транспорта, ухудшения комфорта
и безопасности. Надежность работы искусственного сооружения
– в 0,98 означает, что 2 раза