Брусчатой называют мостовую из отесанных в форме правильного
параллелепипеда камней из прочных пород. Такая мостовая, устроенная на укрепленном основании, может использоваться при интенсивном движении транспортных средств длительный период времени,
Например, американские геологи обнаружили в 70 км юго-западнее
современного Каира в Египте мостовую, которой более 4 600 лет.По мнению американского геолога Томаса Брауна из Денверского исследовательского центра, она предназначалась для транспорти-ровки базальтовых блоков из каменоломни к водным путям. Дорога шириной 2 ми протяженностью около 12 км вымощена плитами
из песчаника и известняка.
Недостатками брусчатой мостовой являются высокая первона-
чальная стоимость, сверхнормативный уровень транспортного шума
и большие затраты ручного труда. Лучшими материалами являются
прочные каменные породы без следов выветривания, трещин ихи-
мических повреждений. Изготовление брусчатки осуществляется
специальными камнекольными машинами. Бруски в соответствии
с размерами подразделяются на четыре сорта (табл. 2.3).
По качеству обработки бруски подразделяются на два класса:
А и Б. По форме брусчатка должна приближаться к параллелепипеду,
а по лицу иметь фигуру прямоугольника. Верхняя и нижняя плоскости
(лицо и постель) должны быть параллельны. Боковые грани долж-
ны суживаться книзу так, чтобы величина скоса у подошвы низкой
брусчатки была с каждой стороны не более 5 мм, а у средней и вы-
сокой – не более 10 мм. Указанное сужение боковых граней должно
начинаться не выше середины бруска.
Что касается качества обработки, то к брусчатке предъявляются
требования тщательной обтески поверхностей, так как чем плотнее
бруски будут соприкасаться между собой при укладке, тем прочнее
будет мостовая. С другой стороны, чем ровнее будут лицо и постель,
тем меньше будет динамическое воздействие от транспорта и тем
лучше будут условия передачи давления на основание, т. е. тем больше будет срок службы мостовой. В отношении качества брусчатки
требуется, чтобы кромки брусков по лицу были обработаны так,
чтобы ширина зазора при прикладывании одного бруска к другому
была не более 8 мм для класса А и не более 15 мм Для класса Б. При
накладывании двух брусков лицом к лицу величина просвета должна
быть не более 10 мм для обоих классов. Брусчатая мостовая является
старинным типом усовершенствованной мостовой и на бетонном
основании может служить более 50 лет.
Укладка брусков производится двумя способами:
1) ряды брусков перпендикулярны к оси улицы
2) ряды брусков наклонены под углом в 45° к оси улицы (короткая
сторона бруска должна быть больше, чем его ширина)
Укладка брусчатки косыми рядами обеспечивает более плавный
переход колеса с одного бруска на другой, поэтому окатанность бру-
сков уменьшается. Недостатком мощения косыми рядами является
необходимость разделки брусков для подгонки их к бордюрам. Пред-
варительно производят сортировку брусчатки, так как в противном
случае невозможно обеспечить ровную поверхность дороги. Сортировка обычно заключается в подборе брусков по высоте и ширине.
Подобранные бруски укладываются начерно рядами.
Укладка брусчатки ведется от бордюров к середине дороги, а в случае продольного уклона – снизу вверх. Бруски ударами молотка
должны быть уложены вплотную друг к другу .
Ни в коем случае не следует оставлять в мостовой такой брусок,
который после укладки и доуплотнения шевелится под нагрузкой
от ноги. Отдельные неровности в обработке бруска формируют (даже
при укладке вплотную) швы достаточной ширины для последующего
заполнения песком, цементным раствором или битумной мастикой.
При устройстве мостовой необходимо следить за перевязкой
швов и правильной посадкой бруска в песок. Каждый брусок укладываемого ряда должен быть смещен по отношению к бруску ранее
уложенного ряда так, чтобы расстояние между поперечными швами
было не менее 1/3 длины бруска. Известно, что особенно сильное
разрушение брусков происходит в тех местах, где расстояние между
двумя продольными швами смежных рядов слишком мало. Для
правильной укладки бруска количество выбираемого из-под камня,
песка должно быть не больше и не меньше требуемого. Если песка
было выбрано больше, чем следует, то такой брусок при трамбовании
«сядеть глубже соседних и потребуется его перекладка.
Для обеспечения поверхности мостовой надлежащего профиля
перед началом работ вдоль и поперек мостовой натягиваются при-
чальные шнуры.
Трамбование брусчатой мостовой является своего рода контролем
правильного производства работ по подсыпке песка, сортировке
брусков по высоте и посадке их в песок. Перед тем как приступить
к сплошному трамбованию, осаживают до отказа отдельные бру-
ски, называемые маяками, которые намечаются в каждом третьем
ряду через 1,0… 1,5 м по длине ряда. Получается целый ряд точек,
ориентируясь по которым, производят дальнейшее трамбование
покрытия мостовой. Такой порядок уплотнения называется трам-
бовкой по маякам. Трамбование мостовой производят рядами, на-
чиная от бордюра и продвигаясь к середине дороги. К трамбованию
следующего ряда можно приступать только тогда, когда закончено
трамбование предыдущего ряда.
Трамбование мостовой обычно производят в два приема трам-
бовками прямоугольного сечения, покрывающими своим башмаком
только один брусок. Масса трамбовок зависит от упругости основания
и крупности камней. Наиболее тяжелые трамбовки применяются
при песчаном основании (80… 100 кг). Для мостовых на каменном
или бетонном основании применяют трамбовки массой 30…40 кг.
Обычно оселание брусков после первого трамбования (в зависимости
от упругости основання) достигает 2… 3 см, после второго трамбова-
ния – примерно 0,5 см.При трамбовании необходимо наносить удары трамбовкой каж-
дый раз с одинаковой силой. Назначение трамбования не вырав-
нивание поверхности, а обеспечение прочности мостовой, поэтому
Отдельные выступающие бруски не должны подгоняться до общего
уровня, а должны быть заменены другими или же слой песка под ними
должен быть немного уменьшен. Расколовшиеся при трамбовании
бруски также заменяются другими.
Швы брусчатой мостовой заполняют песком, цементным рас-
Твором и битумными мастиками по той же технологии, что и при
устройстве мозаиковой мостовой
Деревянные торцовые мостовые
Деревянные мостовые из круглых отрезков древесины являются
более совершенными и долговечными покрытиями, чем поперечные
настилы или колейные дороги. Их следует относить к временным
дорогам из-за работы в неблагоприятных условиях попеременного
увлажнения и высыхания. Шашки высотой 14… 15 см отпиливают
из круглого леса диаметром 13… 17 см, предварительно очищенного
от коры. После изготовления их пропитывают антисептиками и анти-
Пиренами.
На песчаных и супесчаных грунтах круглую шашку устанавливают
непосредственно на грунт, а при связных грунтах необходимо устраи-
вать основание из песчаных грунтов толщиной 15… 25 см с коэффициентом фильтрации не менее 1,0 м/сут. Укладывать шашку следует
в корыто поперечными рядами от краев к середине или по дугам.
По краям устанавливаются бордюры из камня или деревянного бруса,
отесанного на три канта.
К бордюру шашка поочередно примыкает целиком или половиной
диаметра. При сопряжении участков, построенных из шашек разного диаметра, смежные ряды торцов разного диаметра укладывают
из половинок.Мощение должно быть плотным, и каждый торец должен со-
прикасаться с соседним торцом или бордюром. Промежутки между
торцами в плане должны иметь треугольную форму. При невозмож-
ности достичь соприкасания круглых торцов допускается скалывание
сегмента не более чем на 2 см.
Шашка при посадке в песок должна устанавливаться вертикально,
Уложенную мостовую расклинивают деревянными клиньями из расколотых шашек, которые забивают в промежутки между шашками.
Расклиненную мостовую трамбуют, после чего ее засыпают крупнозернистым песком для заполнения промежутков между клиньями.
Если деревянная мостовая укладывается поверх щебеночного по-
крытия, то толщина песчаного слоя может быть уменьшена до 10 см,
высота шашки – до 12 см.